Рынки сносят
Мэрия Самары продолжает зачищать город от рынков и ларьков. На месте привычных мини-рынков были построены общественные пространства. Яркий пример — перекресток улиц Авроры и Аэродромной, где долгое время существовал рынок «Лотос». Теперь здесь находится сквер. В планах у городских властей и снос незаконных киосков на Московском шоссе и Ново-Вокзальной. Кроме того, жителям областной столицы предложили подумать и о судьбе Кировского рынка. Здесь уже снесли контейнеры вдоль железной дороги и убрали вьетнамские ряды.
«Рынок — это Безымянский и Губернский, а остальное — пережиток 90-х годов. Такие нелегальные торговые точки живут за счет уклонения от уплаты налогов, продавцы в большинстве случаев работают неофициально. Кроме того, там постоянная антисанитария и торговля просрочкой! Считаю, что нужно устроить ночь «длинных ковшей» и все снести», — считает председатель «Центра общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов.
«На перекрестке Ново-Садовой и Челюскинцев много лет работал небольшой минирынок, где местные жители покупали продукты и товары повседневного спроса. Рядом торговали своей крестьянской продукцией жители Рождествено. Потом рынок с помпой снесли, хотя жители района просили его оставить. Теперь на этом месте просто асфальт. Я считаю, что нельзя бездумно сокращать мини-рынки, особенно торгующие продуктами питания, так как они являются альтернативой сетевым магазинам. За последние пять лет в Самаре ликвидировали более трех тысяч торговых объектов. Если закроют и рынки, то у сетевых магазинов не будет конкурентов, и они отреагируют еще большим повышением цен. И будет у нас город с красивыми магазинами, где людям просто нечего будет купить, так как цены будут не по карману», — считает депутат Самарской Губернской Думы Михаил Матвеев.
Рай для автомобилистов?
2020 год отметился и активным дорожным строительством. Для автомобилистов открыли Фрунзенский мост, строятся мосты через Сок и Волгу, наконец-то запустили в эксплуатацию многострадальную развязку на трассе М-5 около Тольятти, что позволило разгрузить проезд через Жигулевскую ГЭС. Ложкой дегтя в бочке меда стала новость о введении в Самаре платных парковок. Их планируется обустроить на улицах Победы, Гагарина, Садовой, Волжском проспекте, Осипенко и других. Всего 11 тысяч мест.
Стоимость парковки составит от 45 до 65 рублей в час в зависимости от времени суток и дня недели. Заработают платные парковки, скорее всего, уже в 2021 году. Многие автовладельцы считают, что установленный тариф за парковку будет им не по карману.
«Ни автомобилисты, ни город не готовы к введению платных парковок. Людям нужно дать альтернативу. Машины же у людей никуда не денутся. Полученные деньги от внедрения платных парковок нужно направлять на улучшение улично-дорожной сети и строительство доступных наземных и подземных стоянок. Нужно уделять внимание не только строительству дорог, но и развитию придорожной инфраструктуры: устанавливать освещение, полноценно оборудовать пешеходные переходы и так далее», — считает председатель Самарского регионального отделения «Комитета защиты прав автомобилистов» Сергей Слюсарев.
«Я выступаю за создание платных парковок, потому что нужно бороться с маятниковой миграцией, то есть с теми, кто использует машину исключительно для поездок на работу, хотя могут пользоваться общественным транспортом. Много вопросов вызывает тарифная политика, потому что она не должна оправдываться прибылью оператора и доходом в бюджет. Тариф — способ ограничить трафик и создать свободные парковочные места. В идеале 70-80% парковочных мест должны быть заняты, остальные свободные. Кроме того, есть районы, где и 100 рублей в час недостаточно, а где и 45 много. Я уже направил свои предложения в департамент транспорта, но главное — начать проект», — говорит главный инженер проектов городских улиц и центральных автодорог Александр Медведев.
Посадки продолжаются
Сохранилась в регионе и тенденция по борьбе с коррупцией. Не так давно полномочия сложила судья Промышленного района Анна Бондаренко. Её подозревают в получении взятки, аналогичное обвинение выдвинуто еще двум судьям. Чистит ряды и полиция. Недавно по требованию прокуратуры со службы уволили начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД Самары, который, по мнению прокуратуры, «крышевал» нелегальную торговлю алкоголем, его задержали в момент получения взятки в 140 тысяч рублей.
По данным полиции, в 2020 году средняя сумма взятки в области составила 1 млн 136 тысяч рублей. В этом году за решетку отправились замешанные в коррупционных преступлениях высокопоставленные полицейские и чиновники — экс-росгвардеец Дмитрий Сазонов, экс-следователь ГСУ Вера Рабинович, экс-руководитель областного фонда капремонта Михаил Архипов и его брат Алексей, то есть те, кто раньше считался практически неприкасаемым.
«Коррупция в целом явление, которое на 100% нельзя победить, и она будет всегда в человеческом обществе. Она многолика, появляется там, где есть проблемы, и люди дают друг другу деньги, чтобы их решить. Поэтому если говорить о борьбе с коррупцией, то нужно в первую очередь решить проблемы. Я вижу, что в нашем обществе и Самарской области занимаются их решением, чтобы уменьшить проявление коррупции. Если раньше бизнесмены их решали, подкупая чиновников, то в последние годы, общаясь с предпринимателями, я вижу, что им проще не давать денег, а действовать законным образом и заставлять чиновников выполнять свои обязанности. Создание нормальных условий, когда не надо платить — этим и занимается наше правительство, в том числе и региона. Кроме того, для противодействия коррупции каждому надо начинать с себя: не давать взяток, а требовать соблюдения своих прав, тогда мы ощутим, что ее становится меньше. Также должна быть неотвратимость наказания. Чтобы неприкасаемых не было, — считает вицепрезидент Палаты адвокатов Самарской области Алексей Бородин.
«Что касается отрывочных сообщений о задержаниях и арестов взяточников, то борьба с коррупцией носит спонтанный характер, поскольку такие преступления обнаруживают случайно, когда люди приходят с жалобами на действия чиновников или сотрудников правоохранительной системы, и если преступление слишком явное, то реагируют. А вот работу правоохранительных органов, которая бы создавала систему, не позволяющую брать взятки, не видно. Поэтому в области в ближайшее время ничего не изменится. Менять нужно систему в целом, и пока правила остаются прежними, граждане повлиять на нее не могут», — уверен адвокат Андрей Соколов.
Самарцы научились говорить «Нет»
Отметили эксперты и еще один важный тренд — жители региона стали активнее проявлять свою гражданскую позицию и говорить свое веское слово, когда чиновники действуют не в интересах народа. Яркий пример — жители исторической части Самары в очередной раз на публичных слушаниях высказались против многоэтажной застройки, и властям пришлось с ними согласиться. Сейчас самарцы спасают от сноса Дом купца Кожевникова или «Дом с часами» 1897 года постройки. На публичных слушаниях защищают и парк 60-летия Советской власти, Загородный парк и часть Самарской Луки.
«Гражданская активность — это признак любого современного общества, без нее государство работает плохо. Именно давление снизу «приводит в себя» чиновников. К сожалению, россияне не столь активны, как, например, граждане западных стран. По какой-то причине наши чиновники любят ссылаться на западный опыт, когда принимают решения, ухудшающие финансовое положение обычных людей. Правда, при этом чиновники «забывают» рассказать, что случается в европейских странах, если кто-то пытается принять закон вопреки интересам большинства граждан», — считает руководитель Центра защиты прав граждан Андрей Морозов.
Комментарий
Вадим НУЖДИН, сопредседатель регионального штаба, координатор Бюро расследований ОНФ в ПФО.
Владимир Путин сказал, что в стране предприняты все действия для реализации национальных проектов, которые должны улучшить жизнь в государстве. Президент неоднократно говорил: все изменения должны происходить с учетом мнения граждан, поскольку они для них и предназначены. К сожалению, у нас отдельные чиновники работают по старинке: мы так решили и будем этого добиваться, а люди просто не понимают ничего. Но такая установка уже давно морально устарела и сейчас так работать категорически нельзя. Никого нельзя ломать через колено, можно только вести диалог, который должен быть равноправный. Только тогда мы можем добиться хорошего результата. И когда мы говорим, что граждане стали более жестко отстаивать свои права, то надо смотреть, что послужило первопричиной, и если разобрать конкретную ситуацию по мелочам, то выясняется, что изначально никто не хотел их слушать. То, что общество с каждым годом становится более взрослым, более скрупулезно относится к своим правам и желает их отстаивать — уже давно понятно. Эта будет только усиливаться. Поэтому чиновникам, особенно муниципальным, надо понимать, что все решения надо принимать сообща.