На предстоящей неделе, 19 апреля, Госдума вновь вернётся к рассмотрению поправок в Градостроительный кодекс
Напомним, при рассмотрении в первом чтении они вызвали серьёзные споры между депутатами. Народные избранники опасались, что особо охраняемые территории и земли заповедников после утверждения поправок могут оказаться в зоне застройки. «Единая Россия» и прежде настаивала, что этого не случится, но теперь, «шлифуя» инициативу ко второму чтению, утверждает, что полностью исключила риски для ценных территорий.
Гособъектам — зелёный свет
Поправки в Градостроительный кодекс готовят к рассмотрению во втором и третьем чтении. После этого их должны утвердить сенаторы и передать на подпись главе государства Владимиру Путину. 15 апреля 7 комитетов Госдумы обсуждали итоговый текст законотворческой инициативы. Разработчики поправок утверждают, что они позволят минимум на один год сократить возведение инфраструктурных объектов. Изменения должны помочь тем, кто строит государственные объекты. Для них упростят согласование сроков действия документации по планировке территорий. Сделают проще выдачу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта. Кроме того, именно для строителей гособъектов смягчат конкурсные процедуры. Они позволят вносить изменения в государственные и муниципальные контракты.
Цель — удержать темпы строительства. Партия власти и кабмин считают, что для этого необходимо отменить ряд бюрократических барьеров. Самый спорный из них — требования, связанные с охраной археологического наследия. Сейчас «Единая Россия» планирует снять ограничения, которые мешают «инвестиционному развитию территорий в сложный период действия экономических санкций» — так выразился депутат Сергей Пахомов.
Правительство и «Единая Россия» подчёркивают, что «ускорение» — максимально быстрое согласование строительства — коснётся только государственных объектов.
ЕР: «Экология не пострадает»
Самые жаркие споры во время рассмотрения законодательной инициативы в первом чтении разгорелись вокруг, якобы, возможности возводить инфраструктурные объекты (газопроводы, нефтепроводы и т.д.) на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и заповедниках. Но члены кабина и депутаты «Единой России» с самого начала отрицали, что изменения в Градостроительный кодекс это позволят. Ко второму чтению они обещали уточнить формулировки. Вчера, 15 апреля, на профильном комитете парламентарии внесли ясность. Пахомов сказал, что ни ООПТ, ни особо ценные сельхозземли не попадают под действие поправок в ГК. Он добавил, если на них что-то и возводили, то с учётом требований к режиму, к тем ограничениям, которые установлены федеральными законами. Все эти обязательства остаются в силе.
Несмотря на то, что провластное крыло Госдумы продолжает настаивать на том, что возведение и реконструкция объектов инфраструктуры будет проходить только с соблюдением природоохранного и экологического законодательства, эксперты, опрошенные изданием «Нос», в этом сомневаются. Их позиция ближе к точке зрения КПРФ. Эта фракция, как и ЛДПР (кроме одного человека), партий «Справедливая Россия — За Правду» и «Новые люди» голосовали против изменений в Градостроительный кодекс.
«В законопроекте нужно разбираться, — считает бывший вице-мэр по строительству мэрии Тольятти Аркадий Эстрин, — Ничего хорошего от «упрощенных процедур» не жду. Сегодня в отдельных районах России при разработке генпланов и проектов планировок не делают экологические изыскания. Не делают — от слова «вообще». На вопросы экологии при разработке проектов планировок власти «закрывают глаза». Археологические изыскания обслуживают одни и те же компании, при этом проводятся, где надо и не надо. Напоминает очередную «кормушку». Моё мнение: под видом упрощения процедур депутаты Госдумы пытаются лоббировать строительство в экологически чистых районах, в уникальных природных местах».
«Ничего не потеряем»
Урбанист, председатель правления АНО «Центр Общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов частично подтверждает слова Аркадия Эстрина.
«Люди думают, что отменяют нормы, которые сегодня работают. Это не совсем так. Что такое сегодня экспертиза? Я не помню слишком частых случаев, когда кому-то из строителей не давали экспертизу с нужными результатами. Всё это решалось, поэтому масса проектов, даже самых нелепых, получили нужные документы».
Ишмуратов сомневается, что, отменяя многие барьеры в строительной отрасли, российское общество что-то потеряет.
«Пострадают те, кто за эти экспертизы брал деньги, — говорит урбанист. — Многие сейчас говорят о реформе, но я не согласен. Сначала давайте поможем строителям и поддержим отрасль, а потом будем думать, как жить дальше».
Собеседник издания «Нос» привёл пример: до 2010 года в России была обязательная сертификация продуктов питания, но потом её отменили.
«Кто-то почувствовал, что стало хуже? Нет, — говорит Ишмуратов. — Также, на мой взгляд, будет и с поправками в Градостроительный кодекс».
Автор: Виталий Папилкин