Дорогие друзья!

Как известно, я являюсь заместителем председателя общественного совета при департаменте транспорта администрации г.о. Самара. Ну и, нелишним будет напомнить, что моё высшее образование – это логистика, к которому прибавляется опыт в решении проблем муниципальных образований.

И у меня, как у эксперта, сразу вызвали недоумение новости о планах возобновления строительства самарского метрополитена. Дело в том, что всем специалистам прекрасно известно: в настоящее время ни по одному направлению в Самаре нет экономически обоснованного пассажиропотока, при котором целесообразно строительство метрополитена. Все пассажиропотоки могут обслуживаться на порядок более дешевым скоростными, или даже просто ускоренными трамвайными линиями. Фактически с этим полный консенсус в экспертном сообществе.

Изначально, я не предполагал, что предварительная смета может быть занижена или в расчетах подлог. Это вызывало подозрения, что в расчётах ошибка.

После появления новостей, этот вопрос обсуждался на заседании общественного совета ещё «21″ июля 2019 года, и было решено запросить у Минстроя Самарской области экономическое обоснование строительства, чтобы понять как они считали, и пригласить специалистов министерства на заседание общественного совета, чтобы они ответили на возникшие у экспертного сообщества вопросы.

В результате, никакого экономического обоснования представлено не было, и специалисты также не пришли на заседание общественного совета.

После информации о выделении кредита из федерального бюджета на строительство станции «Театральная», у меня в числе многих других экспертов возник вопрос, каким образом областным властям удалось его получить на этот проект, ведь для этого требуется экономическое обоснование, что его реализация даст адекватный затратам экономический эффект.

Сегодняшние аресты и задержания проясняют причины, по которым экспертам не показывали расчёты, по всей видимости они настолько некорректны, что это сразу было бы замечено. Трудно представить другую причину, ведь в свете последних событий, факт общественного обсуждения был бы сильным аргументом защиты в отношении подсудимых должностных лиц, если «эксперты обсудили и всё согласовали, претензий не было», трудно ставить в вину министру соответствующее решение.

Это во всех отношениях негативная история, ведь средства федерального и областного бюджетов пойдут на завершение изначально нецелесообразного строительства, не оставлять же котлован, тогда как они могли быть направлены на какой-либо нужный городу проект.

Опасность коррупции состоит не столько в хищении денежных средств как в таковом, а в искажении принимаемых решений, когда должностные лица руководствуются именно личным, а не общественным интересом.
Нет никакой волшебной таблетки, которая может вылечить эту болезнь. Только последовательное соблюдение конкурсных процедур, доказательное принятие решений и широкое общественное обсуждение проектов позволят создать условия, при которых подобные события не повторятся.

А.И. Ишмуратов